Проверка и регулировка механических форсунок
Следствием неудовлетворительной работы форсунок дизеля являются неполное сгорание топлива в цилиндре, повышенное нагарообразование, дымный выпуск, падение мощности дизеля, стуки.
При работе форсунок возможны следующие неисправности: закоксовывание сопловых отверстий, увеличение диаметра сопловых отверстий и потеря ими правильной геометрической формы, подтекание топлива при нарушении герметичности между конусом иглы и распылителем, изнашивание направляющих поверхностей у штанг и корпуса форсунки, зависание иглы в корпусе форсунки, ослабление упругости пружины и другие неисправности.
Дефектацию деталей форсунки осуществляют посредством внешнего осмотра, измерения и испытания на специальных стендах.
Осматривают и опробовают прецензионную пару в следующем порядке. Промывают иглу и иглодержатель в чистом дизельном топливе и вставляют иглу в иглодержатель. Она должна входить в иглодержатель без качки, с легким усилием. Выдвигают иглу из иглодержателя на одну треть иглы и наклоняют его на 45°: игла должна сесть в седло под действием силы тяжести. Проверку производят при нескольких положениях иглы поворотом её на 90°.
Причиной зависания иглы чаще всего является её деформация при неправильной сборке форсунки. Поэтому в случае зависания следует осмотреть иглу через лупу и при отсутствии видимых дефектов слегка притереть к направляющей на чистом масле, после чего промыть в топливе, обдуть и проверить на лёгкость хода в иглодержателе, как было описано выше. При наличии натёртых участков на цилиндрической части иглы она подлежит притирке на пасте ГОИ и повторной проверке на лёгкость хода.
Герметичность форсунки на стенде проверяют при 20–30 °С. Перед началом работы проверяют герметичность нагнетательного клапана стендового насоса. Время падения давления вследствие пропуска нагнетательного клапана с 300 до 200 кгс/см2 должно быть не менее 5 минут. После этого устанавливают форсунки на стенд и проверяют герметичность по запорному конусу иглы, а затем — герметичность посадки направляющей части иглы в иглодержателе.
Для проверки герметичности направляющей части иглы в иглодержателе затягивают форсунку так, чтобы давление открытия форсунки составляло давление на 30-50 кгс/см2 выше давления, необходимого для опрессовки форсунки. Затем прокачиванием насоса создают давление, несколько превышающее начальное давление опрессовки (на 5-10 кгс/см2), после чего прокачивать насос прекращают. Давление топлива начнёт снижаться. Когда оно достигнет давления необходимого для опрессовки форсунки, пускают секундомер, а при достижении конечного давления опрессовки форсунки секундомер останавливают. Допустимое время падения давления при использовании рабочей жидкости (смеси дизтоплива и масла) с вязкостью 9,9 – 10,9 сСт должно соответствовать допустимым данным.
Время падения давления форсунок одного дизеля не должно отличаться от среднего для них значения более чем на ± 25 %, в противном случае будет наблюдаться неравномерность подачи топлива по цилиндрам при изменении режимов работы дизеля.
При работе дизеля плотность прецензионной пары проверяют по количеству слива топлива от форсунки. Для новой форсунки оно не должно превышать 4 % количества топлива, поданного в цилиндр. Количество топлива, сливаемого от разных форсунок одного дизеля, не может отличаться более чем на 50 % от среднего его значения. При большой разнице дизель укомплектовывают форсунками с примерно одинаковым количеством слива.
После этого плотность притирки уплотняющего конуса иглы проверяют медленным подъёмом давления топлива в форсунке на стенде до значения 370 - 375 кгс/см2. Недостаточная плотность форсунки приводит к её подтеканию: на конце распылителя образуется крупная капля топлива. При больших неплотностях топливо просачивается сплошной струёй, и установить давление подъёма иглы не удаётся, т.к. впрыск начинается, когда игла находится ещё на седле.
При неплотности конуса иглу следует притереть на пасте ГОИ и повторно проверить на плотность.
Затем устанавливают давление подъёма иглы (его также периодически проверяют при эксплуатации дизеля), которое должно быть равным 200 кгс/см2. Его устанавливают и проверяют на стенде для опрессовки форсунок. Оно регулируется изменением затяжки пружины форсунки. Если топливо выходит из форсунки с давлением большим 200 кгс/см2, натяжение регулировочной пружины уменьшают; при меньшем давлении — натяжение увеличивают. Давление открытия форсунки регулируют с точностью 2 – 5 кгс/см2.
Вместо контрольного манометра можно применять эталонную, заранее отрегулированную форсунку. Её присоединяют к насосу параллельно испытуемой и, регулируя испытуемую, добиваются одновременности начала впрыска её с эталонной.
Отсечку впрыска проверяют на слух при прокачивании топлива через форсунку. При медленном движении рычага топливного насоса у правильно работающей форсунки происходит дробящее распыливание топлива, т.е. за одну подачу производится несколько чередующихся впрысков с многократной посадкой иглы на седло. Впрыскивание должно быть чётким и сопровождаться резким скрипящим звуком; после пяти-шести впрыскиваний сопло должно быть сухим.
Затем проверяют качество распыливания, используя экран из толстой белой бумаги, которую располагают перпендикулярно оси форсунки. Затем делают резкий впрыск. При хорошем качестве распыливания форма отпечатков должна быть одинакова, а их число — числу сопловых отверстий.

Материал из wwwkolskystandard.com*